Авторы: Алексей Баранцев
Продолжительность обучения: 15 часов
Вариант обучения | Описание | Цена | Опция |
---|---|---|---|
Дистанционное | онлайн-тренинг | 15000/курс |
Большинство учебников и курсов по программированию начинаются с написания простейшей программы, которая выводит на консоль слова “Hello, world!”. Мы не станем нарушать эту традицию, потому что первым делом нужно подготовить среду разработки и убедиться, что всё установлено и настроено правильно. Попутно мы научимся использовать сервис GitHub для хранения исходного кода проекта.
Затем мы сразу совершим “прыжок” -- вместо того, чтобы постепенно усложнять свою первую примитивную программу, мы запишем “рекордером” готовый тест, перенесём его в среду разработки, подключим все необходимые вспомогательные библиотеки, и только после того, как он успешно запустится -- внимательно рассмотрим, как этот тест устроен.
И вот на этом этапе мы как раз обсудим базовые конструкции языка программирования Python -- классы и объекты, переменные и функции. А заодно научимся пользоваться отладчиком.
Автотесты “системного” уровня (в отличие от “unit-тестов”) удобно разделить на два слоя -- 1) собственно тесты, 2) код, ответственный за взамодействие с тестируемой системой, причём вторая часть, как правило, является более сложной технически.
Мы научимся создавать такую двухуровневую архитектуру путём плавной трансформации ранее созданных при помощи “рекордера” простых одноуровневых тестов, и познакомимся с понятием “рефакторинга” кода.
И на этом же этапе мы познакомимся с возможностями тестового фреймворка py.test.
Условный переход (if-then) -- это одна из основных конструкций языка программирования, позволяющая программе вести себя по разному в разных условиях.
Мы научимся использовать эту конструкцию для того, чтобы менять поведение программы в зависимости от ситуации (есть на странице тестируемого веб-приложения нужный элемент или нет) и от входных данных (определено значение некоторой переменной или нет), для оптимизации тестов (уже попали на нужную страницу приложения или нет) и для повышения их гибкости.
Вторая основополагающая конструкция языка программирования -- это цикл, то есть многократное выполнение некоторого фрагмента кода. В тестах она может встречаться, например, при генерации большого количества тестовых данных.
Однако чаще циклы используются при работе с “коллекциями” -- списками и множествами объектов какого-то типа. Мы научимся строить и модифицировать коллекции, сравнивать и сортировать их, а также реализовывать в тестах сложные проверки, в которых участвуют коллекции объектов.
Строки -- один из самых широко распространённых типов данных, с которым приходится иметь дело в тестах, особенно если тестирование выполняется через пользовательский интерфейс. Конечно, эти строки могут представлять собой числа или даты или объекты какого-то другого типа, но из тестируемого приложения мы получаем их именно в виде строк, так что перед дальнейшим использованием их ещё нужно правильно преобразовать в нужный тип данных.
Мы научимся сравнивать строки, проверять их на соответствие регулярным выражениям, преобразовывать строки в числа и обратно, а также генерировать строки, состоящие из случайного набора символов.
Файлы -- это место, где можно хранить тестовые данные. Поэтому в контексте разработки автотестов важно уметь читать данные из файлов разного формата. С другой стороны, создавать тестовые данные тоже не обязательно вручную, можно написать программу, которая их будет гененировать и сохранять в файл нужного формата.
Мы научимся читать данные из файлов в формате CSV, XML, JSON, а также писать данные в файл в этих форматах.
С одной стороны, это занятие-повторение. Мы заново построим новый тестовый набор с двухуровневой архитектурой для нового тестируемого приложения, для закрепления материала. С другой стороны, мы выберем приложение другого типа -- не веб-, а десктопное windows-приложение. Поэтому для работы с ним потребуется другой инструментарий. Но при этом мы увидим, что принципы построения тестового набора остаются теми же самыми.
Подавляющее большинство многопользовательских приложений (к которым относятся и веб-приложения), а также многие однопользовательские приложения, используют базы данных для хранения информации. Когда пользователь вводит какую-то информацию через интерфейс приложения, она после некоторой обработки попадает в базу данных и хранится там до тех пор, пока она не потребуется для работы того же самого или или какого-то иного приложения. При тестировании часто бывает удобно проверить, правильно ли сохранилась информация в базе данных. Поэтому многие тестировщики, даже не умея программировать, достаточно хорошо владеют языком запросов к базе данных SQL.
Сначала мы научимся пользоваться технологией доступа к базам данных, которая позволяет выполнять привычные SQL-запросы и анализировать полученный ответ как таблицу. Затем мы освоим более современную технологию объектно-реляционных преобразований.
Последние два занятия будут посвящены рассмотрению особенностей тестирования распределённых приложений и вопросам автоматизации интеграционного тестирования.
Помимо того, что приложения читают и пишут файлы, а также работают с базами данных, они ещё и взаимодействуют между собой. Поэтому при тестировании постоянно приходится решать задачу создания такого окружения для тестируемого приложения, которое либо эмулирует поведение сторонних систем, либо содержит специальные тестовые версии таких систем. Двигаясь по первому пути мы приходим к необходимости разработки специальных приложений-эмуляторов. Второй путь ставит перед нами задачу разработки таких автоматизированных тестов, которые способны управлять не только тестируемым приложением, но и рядом вспомогательных систем.
Для веб-приложений характерным случаем является использование электронной почты -- отправка ссылки для подтверждения регистрации, восстановление пароля, оповещения о каких-либо событиях. Для тестирования такого рода функциональности мы научимся работать с почтовым сервером из автоматизированных тестов: принимать и отправлять почту, анализировать содержимое почтовых сообщений. Одновременно с этим будут рассмотрены шаблоны проектирования тестов для распределённых систем.
Мы научимся из автоматизированных тестов получать файлы с тестового стенда или загружать их туда по протоколу FTP, это позволит проверять функциональность загрузки файлов на сервер через веб-приложение. Мы научимся формировать и отправлять произвольные HTTP-запросы, а не только такие, которые можно отправить через браузер, это позволит разрабатывать тесты для проверки надёжности и устойчивости приложений. Выйдя за пределы автоматизации только через пользовательский интерфейс путём эмуляции действий пользователя в браузере, мы научимся создавать комплексные тесты, проверяющие интеграцию нескольких систем.
И последнее занятие будет посвящено рассмотрению альтернативных тестовых фреймворков, в том числе инструмента для разработки тестов на "естественном" языке Gherkin.
Кроме того, мы научимся запускать тесты на сервере непрерывной интеграции Jenkins и генерировать красивые отчёты при помощи инструмента Allure.
15 часов теории + много практики + постоянные консультации тренера в скайп-чате.
Раз в неделю по пятницам до 12.00 по Московскому времени (с 6 апреля 2018) выкладываются теоретические лекции, ссылки на дополнительные материалы, домашняя работа.
Теоретическую информацию можно посмотреть в любое удобное время.
Помимо теоретической части, вас также ждут практические домашние задания, которые тщательно проверяются тренером. После проверки практических заданий Вы получаете оценку и подробный комментарий по своей работе и при необходимости советы по доработке. По результатам комментариев тренера Вы можете переделать домашнюю работу и улучшить свою оценку.
Общение участников курса и тренеров проходит и в чате учебной группы, где можно задавать вопросы тренеру и при желании общаться с другими участниками учебной группы. Каждый день тренер будет доступен в чате и каждый день будет отвечать на вопросы, Вы можете задавать вопросы по теоретическому материалу или домашней работе, как только они у вас возникают.
Все выпускники, успешно сдавшие домашние задания, получают сертификат.