Подробное описание обучения по курсу (программе обучения)
I-я ступень
Основы живописи и рисунка – обучение начинающих художников.
На данном этапе слушатели курса учатся правильно держать карандаш или кисть при рисовании, «набивают руку» на простейших упражнениях, узнают особенности построения геометрических тел, знакомятся с живописными техниками (гуашь, акварель, пастель, масло), поэтапно осваивают рисунок гипсовой античной головы, создают свои первые наброски с натуры.
Эта ступень подойдет и тем, кто уже посещал курсы рисования в Москве (например, при средней школе), но чувствует, что недостаточно владеет основными художественными приемами и хочет повысить свой уровень.
Описание системы обучения по курсу
Учебный план "Академический рисунок и живопись" - I ступень
10 месяцев, 40 занятий, 240 академических часов
1. Рисунок. Знакомство с базовыми элементами рисунка (точка, линия, пятно). Правильная постановка руки при рисовании. Начальные упражнения на освоение техники рисунка. Графическое построение плоских геометрических фигур. Понятие тона.Штрих, пятно, тушевка. Законы композиции – правила размещения предметов на листе. Упражнения на развитие композиционного мышления. Карандаш.
2. Рисунок. Виды перспективы. Перспективные закономерностикак средство правильного построения предмета. Перспектива квадратных и прямоугольных плоскостей. Куб и параллелепипедв разных положениях относительно линии горизонта. Зарисовка предметов кубической формы. Законы светотени. Карандаш.
3-4. Рисунок. Тела вращения – цилиндр, конус, шар. Правила построения и передачи объёма в разных положениях при контрастном освещении. Понятие рефлекса.Натюрморт из гипсовых тел. Карандаш.
5. Рисунок. Античная гипсовая ваза. Разбивка её формы на геометрические тела. Правила светотеневой моделировки по аналогии с телами вращения. Передача объёма. Блик, рефлекс, тени – падающие и собственные. Карандаш.
6. Рисунок. Драпировка со складками. Конструктивное построение формы складок. Передача объёма свето-тенью, использование клячки и растушёвки. Сангина, уголь, сепия, соус.
7. Живопись. Этюд постановки из двух-трех предметов круглой формы на фоне драпировки – контрастных тонов в технике гризайль. Соус.
8-9. Живопись. Тематический натюрморт с драпировками и атрибутами. Сухая пастель – её состав, особенности технических приёмов, использование специальных сортов бумаги (в том числе тонированной) и других материалов. Колористическое и тональное решение. Проработка деталей. Способы закрепления пастели. Пастель.
10-11. Рисунок. Гипсовый орнамент или капитель. Контрастное освещение. Композиционное решение, построение от «общего к частному». Моделирование формы тоном, использование закона светового контраста. Карандаш.
12. Живопись. Основы цветоведения. Основные положения цветоведения. Значение тона. Колорит. Особенности гуашевых красок, их смешение на палитре. Упражнения. Гуашь.
13-14. Живопись. Натюрморт. Разработка тональных отношений предметов постановки. Заливка цветом, передача объёма и освещения. Роль теплых и холодных тонов в передаче свето-воздушного пространства. Роль рефлекса в живописи. Завершение натюрморта, проработка деталей. Разработка тональных отношений предметов постановки. Гуашь.
15-16. Рисунок. Конструктивное построение формы гипсового черепа. Проработка свето-тени заливками мокрым соусом. Окончательная проработка общего и деталей сухим соусом (растушкой). Перед началом работы – наброски с черепа карандашом с разных точек зрения. Карандаш, мягкий материал.
17-18. Рисунок. Построение и тоновая проработка обрубовки головы. Перед началом работы – быстрые зарисовки головы карандашом с разных точек зрения для лучшего понимания строения, пропорций. Карандаш.
19-20. Рисунок. Античная мужская гипсовая голова (например, Антиной). Быстрые зарисовки головы – профиль, фас, ¾ для лучшего понимания строения, пропорций, характерных особенностей. Последующая работа на основном листе: композиционное размещение, конструктивное построение, лепка формы большими массами свето-тени. Заключительная проработка деталей – выделение главного в рисунке. Карандаш.
21-22. Живопись. Акварельные краски – их специфика. Кисти, бумага для акварели. Виды акварельной живописи (по-сырому, лессировка, «ala-prima»). Несложный натюрморт из бытовых предметов. В начале работы - поиск цветового, тонального и композиционного решения в этюдах. Акварель.
23-24. Рисунок. Гипсовые детали головы. Глаз, нос, губы, ухо. Ознакомление учащихся со строением отдельных частей головы человека. Конструктивное построение и тональное решение. Освещение контрастное. Карандаш.
25-26. Живопись. Натюрморт. Тематический натюрморт. Работа ведётся в технике лессировки или «ala-prima». Предлагаются две постановки – натюрморты в тёплом и холодном колорите – учащиеся разделяются на две группы. Акварель.
27-28. Рисунок. Античная женская гипсовая голова (например, Венера). Построение, соблюдение пропорций. Проработка формы и деталей. Тональный разбор. Карандаш.
29-30. Живопись. Натюрморт с античной гипсовой маской и драпировками. Цветовое и тональное решение. Гуашь.
31-32. Рисунок. Античная гипсовая голова по выбору преподавателя. Мягкий материал.
33-34. Живопись. Сложный натюрморт в свободной технике. Построение, дальнейшая работа цветом. Отработка выбранной техники.
35-36. Рисунок. Экорше головы.Быстрые зарисовки с нескольких сторон для лучшего понимания формы. Композиционное размещение в листе, конструктивное построение, лепка формы массами свето-тени. Карандаш.
37. Рисунок. Краткосрочные наброски головы натурщика (студент). Мягкий материал.
38-39. Рисунок. Голова натурщика. Построение. Передача сходства и характера натуры. Тональный разбор. Карандаш.
40. Просмотр и обсуждение работ.