Продолжительность обучения: 5 лет
Вариант обучения | Описание | Цена | Опция |
---|---|---|---|
Очное | Стоимость обучения на 1 курсе | 112000/год |
«АРХИТЕКТУРА»
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП)
1. Название направления подготовки – архитектура (бакалавр)
2. Название профиля(ей) (при наличии профилей)
3. Миссия ООП
Социальная значимость ООП ВПО по направлению подготовки Архитектура - бакалавриат состоит в концептуальном обосновании и моделировании современных условий подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных и прикладных знаний и инновационных технологий осуществлять творческую деятельность в сфере формирования комфортной среды жизнедеятельности человека.
Миссия и направления деятельности алтайской региональной архитектурной школы являются частью стратегии развития университета. Стратегической целью АлтГТУ на долгосрочный период является его становление и развитие как крупного университета инновационного типа, реализующего многопрофильные образовательные и научные программы для решения кадровых и социально-экономических проблем Алтайского региона и других субъектов РФ.
Концепция ООП по направлению подготовки «Архитектура» содержит два блока и заключается:
Блок А - в создании условий для становления института архитектуры и дизайна центром высшего образования по направлению подготовки «Архитектура», ориентированным на главные инновационные стратегии Алтайского региона и смежных территорий – программы «Алтайское Приобье», «Энергоэффективное проектирование и строительство», «Устойчивое развитие территорий», ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», «Золотое кольцо Большого Алтая» и др.
Блок Б - в создании условий для становления университета, и института архитектуры и дизайна как его части, в регионе Большого Алтая признанным партнером трансграничного образования, переподготовки специалистов, разработчиком наукоемких технологий и инноваций, очагом формирования толерантной мультикультурной среды.
Миссия и направления деятельности алтайской региональной архитектурной школы базируются на договорных отношениях с вузами и НИИ соседствующих стран и регионов (Китай, Монголия, Казахстан), на продолжительных контактах и совместных НТП, на договорных отношениях с ВУЗАМИ Европы и с международным европейским фондом Пауло Бианко (Италия).
В реализации ООП будет задействован кадровый потенциал ИнАрхДиз, НИИ природопользования и урбанистики, лаборатории архитектуры и дизайна, мастерской МАСХОР, кафедры ЮНЕСКО и других структурных подразделений.
Эксклюзивность нашего варианта ООП основывается на научных и технических программах, актуальных в мире, РФ, Сибири, Алтайском крае в долгосрочной перспективе.
4. Цели ООП
Основная цель по направлению подготовки Архитектура (бакалавриат): развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных (проектных, научно-исследовательских, коммуникативных, организационно-управленческих, критико-экспертных, педагогических) компетенций, развитие навыков их реализации в практической деятельности (проектной, научно–исследовательской, коммуникативной, организационно-управленческой, критической, экспертной, педагогической ) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Архитектура (бакалавриат).
5. Срок освоения ООП 5 лет
6. Трудоемкость ООП 300 зачетных единиц
7. Требования к абитуриенту
Рекомендуемый набор предметов ЕГЭ включает в себя следующие экзамены:
Русский язык;
Математика.
Особенностью конкурсной процедуры для профессиональной подготовки по данной ООП являются дополнительные вступительные испытания творческой направленности:
Композиция;
Рисунок и черчение.
8. Возможности продолжения образования
Предусматриваются возможности для осуществления подготовки на следующих уровнях:
магистратура,
аспирантура,
докторантура.
Проектируется возможность последовательного продолжения образования в вузах Сибири, России, в вузах соседствующих зарубежных стран и стран дальнего зарубежья.
II ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА ООП
1. Область профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускников включает деятельность в сфере материальной и духовной культуры, синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, ориентированная на создание целостной искусственной материально-пространственной среды для комфортной жизнедеятельности человека и общества, и включающая:
- исследование и проектирование (создание, преобразование, сохранение, адаптация, использование) гармоничной, комфортной и безопасной искусственной среды и ее компонентов, контроль реализации проектов;
- выполнение коммуникативных, посреднических функций в отношениях между заказчиком, строительным подрядчиком, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами по формулированию, разъяснению и продвижению проектных решений;
- участие в управлении процессом проектирования, организации деятельности проектной фирмы, администрировании архитектурно-проектной отрасли и процессе создания искусственной среды обитания на местном и региональном уровнях;
- теоретическое осмысление, критический анализ и оценку предпосылок, методов, результатов и последствий архитектуры как сферы знания и отрасли деятельности, экспертизу проектных решений;
- архитектурную педагогику, реализацию целей архитектурного образования.
Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются искусственная материально-пространственная среда жизнедеятельности человека и общества с ее компонентами (населенными местами, городской средой, зданиями, сооружениями и их комплексами с системами жизнеобеспечения, безопасности, ландшафтами) и процессы ее моделирования, создания и использования человеком и обществом.
Виды профессиональной деятельности Бакалавр по направлению подготовки Архитектура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
– проектная;
– научно-исследовательская;
– коммуникативная;
– организационно-управленческая;
– критическая и экспертная;
– педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Задачи профессиональной деятельности Бакалавр по направлению подготовки Архитектура должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
– проектная:
– разработка творческих проектных решений, выполнение проектной и проектно-строительной документации;
– научно-исследовательская:
– участие в разработке заданий на проектирование, в проведении прикладных научных исследований (предпроектных, проектных, постпроектных);
– коммуникативная:
– визуализация и презентация проектных решений, участие в защите проектных материалов перед общественностью и заказчиком;
– организационно-управленческая:
– участие в координации деятельности специалистов и участников проектного процесса;
– участие в администрировании проектной деятельности;
– критическая и экспертная:
– участие в проведении оценки и экспертиз проектных решений и построенных объектов;
– педагогическая:
– участие в программах архитектурного образования, в популяризации архитектуры в обществе.
III РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
• умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
• готов к кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе, знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами, знает основы взаимодействия со специалистами смежных областей (ОК-3);
• способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
• умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
• стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях (ОК-6);
• умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
• осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональной компетенции (ОК- 8);
• использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9),
• способен анализировать
социально-значимые проблемы и процессы,
понимать роль творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды
жизнедеятельности и культуры общества (ОК-10);
• использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
• способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
• владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, умеет работать с традиционными и графическими носителями информации (ОК-13);
• способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
• владеет одним из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации (ОК-15);
• владеет основными профессиональными знаниями и методами защиты человека от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 16);
• готов уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17);
• способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК -18);
• осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе (ОК -19);
• готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе нравственных и правовых норм, проявляет уважение к людям, терпимость к другим культурам и точкам зрения (ОК -20);
• владеет средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-21);
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
• умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
• готов к кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе, знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами, знает основы взаимодействия со специалистами смежных областей (ОК-3);
• способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
• умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
• стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях (ОК-6);
• умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
• осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональной компетенции (ОК- 8);
• использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9),
• способен анализировать
социально-значимые проблемы и процессы,
понимать роль творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды
жизнедеятельности и культуры общества (ОК-10);
• использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
• способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
• владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, умеет работать с традиционными и графическими носителями информации (ОК-13);
• способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
• владеет одним из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации (ОК-15);
• владеет основными профессиональными знаниями и методами защиты человека от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 16);
• готов уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17);
• способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК -18);
• осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе (ОК -19);
• готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе нравственных и правовых норм, проявляет уважение к людям, терпимость к другим культурам и точкам зрения (ОК -20);
• владеет средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-21);
IV СТРУКТУРА ООП
ПЕРЕЧЕНЬ ЦИКЛОВ, ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛОВ |
||
Гуманитарный, социальный и экономический учебный цикл (33 ЗЕ) |
||
Базовая часть |
Вариативная часть |
Дисциплины по выбору |
История |
Русский язык и культура речи |
История Сибири и Алтая |
Философия |
Мировая и отечественная культура |
Культура Сибири и Алтая |
Экономика |
Социология |
Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации |
Иностранный язык |
Основы предпринимательской деятельности |
Деловая корреспонденция (на русском языке) |
Право |
Психология личности |
|
Математический и естественнонаучный учебный цикл (24 ЗЕ) |
||
Базовая часть |
Вариативная часть |
Дисциплины по выбору |
Архитектурная физика |
Элементы высшей математики |
|
Архитектурная экология |
Основы информатики |
|
Строительная механика |
Современная научная картина мира |
|
Начертательная геометрия |
|
|
Профессиональный учебный цикл (181 ЗЕ) |
||
Базовая часть |
Вариативная часть |
Дисциплины по выбору |
Методология проектирования |
Архитектурное проектирование (1-АП) |
Методология архитектурного проектирования 1 |
Основы композиционного моделирования |
Современные архитектурные конструкции |
Методология архитектурного проектирования 2 |
Архитектурное проектирование (1 уровень) |
Современные инженерные конструкции |
Архитектурное проектирование (1-АП) |
Архитектурные крнструкции и теория конструирования |
Основы геодезии |
Архитектурное проектирование (2-АП) |
Архитектурно-строительные технологии |
Материалы и оборудование интерьеров |
Спец.курс архитектурного проектирования 1 |
Аритектурное материаловедение |
Физика среды в архитектуре |
Спец.курс архитектурного проектирования 2 |
Экономика архитектурных решений и строительства |
Транспорт и нженерные системы городов |
Спец. Курс профессиональных средств коммуникации (компьютерная графика) |
Безопасность жизнедеятельности |
Инженерное оборудование зданий |
Спец. Курс профессиональных средств коммуникации (художественнодекоративные техники) |
Средовые факторы в архитектуре |
Архитектурный рисунок |
Эколого-теоретические и социальные основы архитектурного проектирования 1 |
Инженерные системы и оборудование в архитектуре |
Монументально-декоративная живопись в архитектуре |
Эколого-теоретические и социальные основы архитектурного проектирования 2 |
История искусств |
Компьютерная графика |
Основы теории архитектуры 1 |
История архитектуры и градостроительства |
Скульптура в архитектуре |
Основы теории архитектуры 2 |
История русской архитектуры |
Основы бизнеса в архитектурной практике |
|
Современная советская и зарубежная архитектура |
|
|
Основы теории современной архитектуры и градостроительства |
|
|
Рисунок |
|
|
Живопись и колористика |
|
|
Скульптурно пластическое моделирование |
|
|
Компьютерное композиционное моделирование |
|
|
Профессиональная практика (архитектурное законодательство и нормирование, менеджмент и администрирование)
|
|
|
Физическая культура (2 ЗЕ) |
||
Учебная и производственная практики (45 ЗЕ) |
||
Итоговая государственная аттестация (15 ЗЕ) |
||
Общая трудоемкость ООП 300 зачетных единиц (ЗЕ); одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам |
V УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации основной образовательной программы по направлению Архитектура, квалификация (степень) бакалавр соответствует содержанию СТП дисциплин и приводятся в картах обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой, списках основной и дополнительной литературы и перечне программного обеспечения и Интернет-ресурсов.
2. Кадровое обеспечение
ФИО |
Должность |
примечание |
Поморов Сергей Борисович
|
Профессор
|
Доктор архитектуры, член Союза архитекторов РФ, член Союза дизайнеров РФ |
Шишин Михаил Юрьевич |
профессор |
Доктор философии |
Сидоров Владимир Анатольевич |
профессор |
Доктор искусствоведения |
Раменский Владимир Александрович |
Профессор
|
Председатель правления Алтайского отделения Союза дизайнеров РФ |
Сидоров Анатолий Константинович |
Профессор
|
Доктор архитектуры |
Четошников Виктор Дмитриевич |
профессор |
Член Союза архитекторов РФ |
Золотов Владимир Иванович |
профессор |
Член Союза архитекторов РФ |
Степанская Тамара Михайловна |
профессор |
Доктор искусствоведения |
Диндиенко Михаил Петрович
|
Доцент
|
Член Союза архитекторов РФ, член Союза дизайнеров РФ |
Назаренко Елена Юрьевна
|
Доцент
|
Лауреат конкурса МООСАО (международная общественная организация содействия архитектурному образованию |
Попова Ольга Петровна |
доцент |
Член Союза дизайнеров РФ |
Лупачев Борис Никитич |
доцент |
Член Союза дизайнеров РФ |
Шарова Елена Валериановна |
доцент |
Член Союза дизайнеров РФ |
Михаилиди Ирина Михайловна |
доцент |
Кандидат технических наук |
Поползина Татьяна Михайловна |
доцент |
Член Союза дизайнеров РФ |
Добровольская Лика Валерьевна |
ст. препод. |
Член Союза дизайнеров РФ |
Диндиенко Михаил Михайлович |
ст. препод. |
Член Союза дизайнеров РФ |
Дорош Елена Юрьевна |
ст.препод. |
Лауреат конкурса МООСАО (международная общественная организация содействия архитектурному образованию |
Морозова Наталья Владимировна |
ст. препод. |
Лауреат конкурса МООСАО (международная общественная организация содействия архитектурному образованию |
Горских Анна Викторовна |
ассистент |
Лауреат конкурса МООСАО (международная общественная организация содействия архитектурному образованию |
Ниценко Анастасия Алексеевна |
ст. препод. |
Лауреат конкурса МООСАО (международная общественная организация содействия архитектурному образованию |
Квасов Алексей Владимирович |
ассистент |
Лауреат конкурса МООСАО (международная общественная организация содействия архитектурному образованию |
Малыгин Артем Сергеевич
|
ассистент
|
Лауреат конкурса МООСАО (международная общественная организация содействия архитектурному образованию |
Петрова Мария Михайловна |
ассистент |
|
Липовик Светлана Владимировна |
доцент |
Директор типографии Алтапресс |
Поморова Юлия Геннадьевна |
доцент |
Кандидат биологических наук |
Бондаренко Татьяна Викторовна |
доцент |
Доцент искусствоведения |
Геттих Андрей Иванович |
доцент |
Главный архитектор Алтайского края |
Попов Дмитрий Владимирович
|
ст.препод
|
Лауреат конкурса МООСАО (международная общественная организация содействия архитектурному образованию |
Царева Наталья Степановна |
доцент |
Кандидат искусствоведения |
Раменская Юлия Владимировна |
ст.препод |
Член Союза дизайнеров РФ |
Осколков Валерий Николаевич |
доцент |
Кандидат технических наук |
3. Материально-техническое обеспечение
Учебный процесс студентов кафедры АрхДи Института архитектуры и дизайна осуществляется в специализированных аудиториях (мастерских) корпуса "Института Архитектуры и Дизайна" АлтГТУ (ул. Аванесова, 132Б), общей площадью 1936,1м2, в аудиторном фонде кафедры «Теории и истории архитектуры» пр.Ленина 46 составляет 90м2, на смежных кафедрах университета пр.Ленина 46 аудиторий, а также на арендуемых площадях Экономического корпуса (ул. Пионеров, 7) общей площадью 273,4м2 и площадях переданных в безвозмездное пользование по договорам безвозмездной ссуды ООО ТМА Шмидта, ЗАО «Концепт», ЗАО ПМ «Концепт», ОАО Алтайский дом печати, ИП Быкова, составляющих 5503м2. Согласно рабочему учебному плану ИнАрхДиз выполняется 72% нагрузки, 28% - выполняют смежные кафедры АлтГТУ на площадях закрепленными за ними. Всего фактическая площадь (оперативное управление, аренда и безвозмездное пользование), имеющаяся в Институте архитектуры и дизайна составляет 8008,1м2, за смежными кафедрами АлтГТУ закреплена общая площадь 2759м2.
В корпусе Института архитектуры и дизайна АлтГТУ (ул. Аванесова, 132Б) находятся две кафедры: выпускающая Архитектуры и дизайна и кафедра Изобразительных искусств.Выпускающая кафедра АрхДи имеет 7 специализированных аудиторий для архитектурного и дипломного проектирования (№ 3, 6, 13, 19, 20, 21, 23). Учебные и преддипломная практики, дипломное проектирование ведется на площадях по договорам безвозмездной ссуды ООО ТМА Шмидта, ЗАО «Концепт», ЗАО ПМ «Концепт», ОАО Алтайский дом печати, ИП Быкова
Аудитории оснащены столами и досками, что позволяет заниматься чертежами и макетированием. Компьютерный класс (аудитория № 17) оборудован 11 компьютерами для обучения информатике и основным программам для проектирования: «AutoCad», «ArchiCad», а также прикладными пакетами «CorolDraw», «PhotoShop» и др. и тремя мощными компьютерами для проектирования, все компьютеры объединены в сеть через сервер. Аудитории № 13, 20, 25 оборудованы мультимедийным и компьютерным оборудованиям, приспособлена для чтения лекций и просмотра учебных и методических видеоматериалов. Также кафедра имеет кабинет метод фонда, в котором хранятся лучшие работы студентов, имеется специальная литература, фото и видео материалы. В метод -кабинете есть компьютер для хранения материалов в электронном виде, видео камера, фотоаппараты и др. оборудование для съемки.
Кафедра ИЗО имеет 5 специализированных аудиторий по рисунку, живописи и скульптуре (№ 1, 8, 10, 11, 23Б) оборудованных мольбертами, натюрмортными столами, подиумами и софитами. Аудитория №8 скульптуры оборудована станками для лепки, и подсобным помещением для формовки моделей.
На кафедре имеются натюрмортный и методический фонды, необходимые запасы глины и гипса для лепки и формовки. Заключены договора с натурщиками.
В 2008 году в корпусе ИнАрхДиз был организован буфет для обеспечения студентов и преподавателей качественным питанием.
В целом материально-техническая база позволяет реализовать весь комплекс учебных программ для ведения образовательной деятельности.
Приложение: Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Архитектура»
Срок освоения ООП 5 лет
Трудоемкость ООП 300 зачетных единиц