Подробное описание обучения по курсу (программе обучения)
Добро пожаловать в мир
йоги!
Йога - это неотъемлемый элемент
философий и религий древней и средневековой Индии, интересный для
современного человека главным образом как эффективное средство
улучшения физического и душевного состояния.
Что такое йога для европейца? Наверное, лучший метод осознанного и
гармоничного самосовершенствования человека, возвращающий полноту
самоконтроля, дающий глубокую и спокойную уверенность в силах; это
здоровье, гармоничное равновесие физических и душевных сил в любой день
и час, мгновенная готовность к быстрому и точному действию; это
динамическое единство всех элементов организма; это стройность и
гибкость, красивая осанка; это умение хорошо и много трудиться,
полноценно отдыхать. А также внутренняя дисциплина и долголетие. В
конечном счете, между йогой и европейским антропоцентризмом,
сосредоточенности на человеке, его силе и необходимостях, нет никакого
противоречия: европеец пользуется йогой, как пользуется автомобилем,
стиральной машиной, фитнесс-залом. Если вы цените эффективность
средства и готовы пожертвовать временем, может быть, годами, и
деньгами, восточная мудрость ответит на жертву стопроцентной гарантией
улучшения вашей жизни; гарантия эта, к вашей радости, не истечет через
двенадцать месяцев.
Йога развивает гибкость, выносливость и силу вашего тела. Вам
становятся посильны большие нагрузки и вы можете выдерживать их более
длительное время.
Йога учит вас правильно дышать, а небезосновательно считается, что
правильное дыхание - ключ к здоровью.
Йога приводит в порядок нервную систему: вы избавитесь от вековой
раздражительности и станете лучше спать.
Йога прицельно работает с нематериальной составляющей вашего существа,
открывая вам новые пути духовного совершенствования.
Йога - это "щадящая" деятельность: она развивает вас постепенно, не
нарушая хода ни одного процесса.
Йогой можно заниматься независимо от возраста.
Однажды пройдя курс йоги, вы можете на этом остановиться и продолжать
заниматься уже дома.
Описание системы обучения по курсу
Йога - Направления и школы
КЛАССИЧЕСКАЯ
йога имеет следующие синонимы: ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ
йога, АШТАНГА
йога (не путать с АШТАНГА-ВИНЬЯСА
йогой), йога ПАТАНДЖАЛИ.
Классическая йога включает в себя следующие 8 ступеней:
I. Яма (Йама) - соблюдение всеобщих моральных заповедей (контроль
межличностных отношений):
1. Ахимса - воздержание от нанесения вреда любому живому существу на
деле или в мыслях;
2. Сатья - правдивость в словах и мыслях;
3. Астея (Астейа, Астеям) - отсутствие стремления к обладанию чужим;
4. Апариграха - отклонение даров и других незаслуженных материальных
благ, нестяжательство, свобода от ненужных вещей;
5. Брахмачарья - контроль за плотскими желаниями и сексуальной
активностью;
II. Нияма (Нийама) - культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный
контроль:
1. Шауча (Щаоча) - очищение:
А. Бахья - внешнее очищение;
Б. Абхьянтара - внутреннее очищение (очищение ума посредством
воспитания хороших эмоций и чувств [таких как дружелюбие,
доброжелательность, бодрость] ради того, чтобы сделать добро другим
людям);
2. Сантоша - удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что
приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;
3. Тапас - аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в
выработке привычек переносить холод, голод и т. д.;
4. Свадхьяя - регулярное чтение духовной литературы, изучение основ
учения, постижение высших духовных истин;
5. Ишвара-Пранидхана (Ишвара-Пранидха) - размышление о Боге, других
высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.
III. Асана - достижение физического здоровья посредством физических
упражнений (поз);
IV. Пранаяма - контроль над дыханием или умение путем дыхательных
упражнений управлять потоками Праны (общеуниверсальной энергии) как в
своем теле, так и за его пределами;
Асана и Пранаяма объединяются в ХАТХА йогу
V. Пратьяхара - управление чувствами (уведение чувств под контроль
бодрствующего сознания);
VI. Дхарана - искусство сосредотачивать мысли;
VII. Дхьяна (Дхиана) -медитация (длительное размышление).
VIII. Самадхи - слияние с Духом Вселенной (созерцание, экстаз,
озарение, постижение, просветление).
Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или
заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же
закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Все восемь
ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся
различие, они ведут к одной цели. Любая недостаточность в обучении или
совершенствовании одной из восьми ступеней явится препятствием к
самореализации.
ДЖНЯНА-ЙОГА
“Познающий, Познание, Познанное”. На определенной
ступени развития в этой практике человек осознает, что познающий,
познание и познанное представляют собой единую сущность, а не три
различных. Легко возразить, что в процессе осознания единого Брахмана,
или атмы, для которых отсутствует что-либо
“другое”, подобное понимание есть именно то, что
должно произойти; однако справедливость той же истины обнаруживается и
в разуме, когда самонаблюдение показывает, что познание есть познающий,
то есть вне самого познания нет никакой сущности, которая совершает акт
познавания; познанное также есть познающий, ввиду того, что познанное
есть вся карма, передовая позиция и проявление познающего —
художник, глядя на свою картину, видит в ней самого себя, ибо его
творчество, как зеркало, рассказывает ему о нем самом. Таким образом, в
результате видно, что существует только познание, познание и познание.
КАРМА-ЙОГА
Йога действия, или проявляющаяся в действии. Действия и дела
повседневного мира сами по себе не являются формой йоги, так как они
могут иметь своими причинами эгоистические цели, стремления к комфорту,
чувственному удовольствию или самоудовлетворению; однако, если они
выполняются неэгоистично, с позиции благополучия других, или
“блага мира” (лока-санграха, см.), то это
карма-йога. Деловой человек, принимающий во внимание благополучие своих
клиентов, работников и помощников — вообще всех, с кем он
сталкивается и связан в ходе своей деятельности, — является
карма-йогом. О некоторых людях, обладающих крупным состоянием и
влиянием, говорят, что они рассматривают себя не как владельцев своего
капитала, но как лиц, которым он доверен. Эту идею можно применять ко
всем проявлениям жизни, на любом ее уровне, при любых обстоятельствах.
Таким образом, каждый человек, искренне стремящийся к полному
отсутствию эгоизма, является в определенной мере карма-йогом; это
однако не касается эгоизма по отношению к другим, своеобразного
“перенесенного эгоизма”, когда слепое влечение или
выделение любимчика заставляет делать все для удовлетворения только
лишь близкого человека.
Предмет этой практики особо выделяется в
“Бхагавад-гите”. В этом учении она рассматривается
как действия, мотивированные буддхи, то есть знанием и любовью к
проявлениям жизни, разума и души сосуществующих рядом созданий.
КРИЙЯ-ЙОГА
Йога действия. Патанджали разделяет ее на три компоненты: тапас
(управление собственным телом), свадхьяя (умственное самопостижение) и
ишвара-пранидхана (эмоциональное отношение, или внимательность к Богу).
Таким образом, данная практика означает йогу в повседневной жизни, в
противоположность тем ее формам, которые предписываются для времени,
отведенного для медитации. Некоторые считают ее подготовительной, или
начальной ступенью, которую следует в значительной степени освоить,
прежде чем перейти к систематической практике медитации; так или иначе,
но ее необходимо продолжать и далее, во всем стиле жизни, поскольку она
помогает в достижении медитации и уменьшает влияние пяти источников
несчастья (клеша), наполняющих человеческую жизнь.
КУНДАЛИНИ
Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в
полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят
как о Богине —фнудаментальной силе, или энергии, —
таким образом, она женского рода. Обычно она покоится в своей обители,
и ее голова закрывает узкий канал, поднимающийся вдоль позвоночника,
который называется сушумна. По мере практики лайя-йоги , кундалини
просыпается и начинает подниматься вверх по каналу, на который нанизаны
шесть чакр. Некоторые йоги говорят, что этот процесс сопровождается
ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника. Каждая чакра,
оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит к
совершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии
с “качествами” человека, с которыми связана каждая
чакра. Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор,
пока человек не обретает полный, или по крайней мере, очень сильный
контроль над своим телом и эмоциями. Внешние методы пробуждения
кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-йоге, однако в них не
рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но только под
непосредственным руководством знающего учителя. В этих методиках
допускается использование и асан, и кумбхаки и мудра. Строгие
последователи раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, что
кундалини постепенно проснется естественным образом по мере продвижения
в практике медитации, причем в большинстве случаев это происходит
совершенно незаметно. Литература, в которой описывается вращение чакр
под влиянием пронизывающей их кундалини, является скорее поэтической,
чем описывающей реальные процессы. В сушумне, энергетическом канале
позвоночника, существует еще более тонкий канал под названием ваджроли,
а в нем заключен еще один тончайший, читрини, о котором говорят, что он
“тонок, как паутинка”. Йог продвигает кундалини
настолько высоко, настолько он способен, и как только она касается
какого-либо лотоса, или чакры, ее голова, прежде обращенная вниз,
поворачивается вверх. Покидая каждую чакру, или падму, на своем пути
вверх, она приостанавливает функции этого центра, приводит их в
латентное, спящее состояние; так продолжается до тех пор, пока она не
достигает “тысячелепесткового лотоса” (см.
Сахасрара Падма) в макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и там
она наслаждается совершенством бытия. После этого, по мере своего
отступления назад, кундалини возвращает каждой чакре свойственные той
способности и силы, но уже в очищенной и усовршенствованной форме. Это
может пробуждать определенную степень ясновидения и сходных
способностей, однако то, что йог сможет увидеть, зависит от состояния
его разума; его интерпретация и понимание увиденного будут зависеть от
степени его эволюции и способности избежать “личного
фактора”, собственного влияния на описание виденного.
ЛАЙЯ-ЙОГА
Система, уделяющая основное внимание пробуждению и направлению
латентной, спящей силы кундалини, которая обычно покоится в основании
позвоночника. С ней тесно связаны религиозные трактаты
“Тантры”, которые содержат мистические формулы,
описывающие работу с силами божеств и богинь, власть которых,
распространяющаяся на всю Вселенную, или макрокосм, имеет свои
эквиваленты — соответствующие энергетические центры
— и в микрокосме человеческого организма, что в особенности
касается кундалини и чакр.
РАДЖА-ЙОГА
Система, в которой практикующий утверждает себя в качестве повелителя
(раджа) всех своих умственных и телесных способностей и сил. Она
нацелена на реализацию человека как хозяина, а в конечном итоге
— на его полную независимость от всего внешнего. Вследствие
этого, философия раджа-йоги не считает, что какие-либо упражнения тела
способны развить или усовершенствовать умственные способности,
прозрение и интуицию, хотя она не оспаривает, что подобные практики
могут уменьшить влияние или полностью избавить от определенных
препятствий и помех, но только благодаря существованию своих
собственным, ими же причиненных в прошлом неверных мыслей и действий.
САХАДЖА-ЙОГА
Сахаджа Йога — это медитативная практика, осуществляющая
прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени
в человеческой эволюции. Она создана Шри Матаджи Нирмалой Деви в 1970 и
с тех пор распространилась в более чем 80 странах мира. Сахаджа
означает «спонтанно», а Йога — союз с
самим собой, т.е. достижение Самореализации, которая является целью
всех духовных традиций.
ТАНТРЫ
Группа трактатов, в которых описаны методы, близкие лайя-йоге (см.).
Система тантры содержит множество формул поклонения божествам
— которые, однако, представляют собой лишь символы,
— и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы,
механически обладающие магической силой, что подразумевается самим
словом “тантра”, которое дословно означает ткацкий
станок или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса,
устоявшейся процедуры, или механизма.
ФИТНЕС-ЙОГА
Модный в настоящее время вид гимнастики. Ничего общего не имеющий с
истинной Йогой, поскольку занимается исключительно упражнением
физического тела, а цель истинной практики - духовное продвижение.
Многих вводит в заблуждение внешнее сходство асан Хатха-Йоги и
упражнений "фитнес-йоги", однако надо иметь в виду, что первая ставит
свойе целью не только и не столько развитие "гибкости тела". Ее цель -
достижение определенных состояний сознания с использованием асан. Надо
признать, что многие современные школы Хатха-Йоги, по сути своей,
являются такими же фитнес-секциями, придавая огромное значение
правильности внешнего выполнения асан и при этом ничего не говоря о
внутреннем состоянии ученика.
ХАТХА-ЙОГА
Система, связанная в первую очередь с регуляцией дыхания, а также с
другими дисциплинами тренировки и упражнений тела. Обычно считается,
что “ха” означает вдох, а “тха”
— выдох; они переводятся соответственно как солнечное и
лунное дыхание и связываются многими комментаторами с первыми двумя
жизненными ветрами, или вайю (см.) — Прана и Апана. Очень
часто данная практика рассматривается как необходимое вступление и
дальнейшая помощь раджа-йоге, дисциплине воспитания разума. Хотя
справедлив тот факт, что усиленное мышление и особенно сидячий образ
жизни обычно нарушает естественные процессы здорового дыхания, но для
целей раджа-йоги — концентрации, медитации, и т.д. Человеку
необязательно практиковать полную хатха-йогу; достаточно следить, чтобы
дыхание было спокойным и равномерным и отделить умственные усилия от
любых телесных усилий и напряжений, то есть, другими словами,
позаботиться о том, чтобы развитое и используемое благотворное
состояние тела не возмущалось старой ошибкой мышления, предполагающей,
что физические ощущения, усилия и напряжения могут помочь в медитации.