Выбери свой курс обучения

Песочница для психолога: диагностика, коррекция, терапия

Курс обучения от учебного заведения «АНО ДПО Высшая школа психологии» (Москва) по направлению (Профессиональная деятельность >
Образование, педагогика >
Высшая школа)

Продолжительность обучения: 72 ч.

Задачи программы: • Научиться интегрировать свой подход, в котором работает данный специалист в сэндплей; • Научиться составлять свои собственные упражнения и занятия; • Научиться вести протоколы при работе с определенным запросом семьи, учитывая поставленные гипотезы.
Пожелания к ученикам
Слушатели программы: лица, имеющие высшее психологическое или педагогическое образование (переподготовку по психологии), студенты старших курсов.
Итоговые оценки
Оценки пока отсутствуют
Цена (руб.):
Вариант обучения Описание Цена Опция
Дистанционное 30 сентября 2021 - 23 декабря 2022 19500/курс

Подробное описание обучения по курсу (программе обучения)

Содержание программы:

Блок: Теоретические основы сэндплей

Содержание и пространство в сэндплей

Содержание:

Занятие 1:

  1. Самопрезентация с помощью сендплей.
  2. История становления и сущность метода сэндплей:
    — Вклад юнгианской школы и отечественных психологов в развитие песочной терапии (теория квадрантов).
  3. Почему песок?
  4. Категория содержания по теории Б. Тёрнер:
    — Работа с помощью Анализа по категории содержание песочной композиции;
    — Песок как содержание сэндплей (сакральность песка, свойства сухого и сырого песка, добавление воды, грязь и затопленная песочная картина, ландшафт песочных композиций);
    — Символическое содержание фигурок (количество фигурок, фигурки фантазийные, с архетипическим содержанием, повторяющиеся фигурки и т.д.).
  5. Организация работы в сэндплей – кабинете:
    — Коллекция фигурок (подходы к символике);
    — Упражнение «Символика материала».
  6. Принцип «контейнирования» по Вильфреду Биону.

Практикум:
— Работа с авторскими песочными композициями (упражнение «Самопрезентация).

 

Занятие 2:

Пространство, Движение и аффективность в сэндплей

Содержание:

  1. Работа с помощью Анализа по категории пространства, движения и аффективности песочной композиции.
  2. Категория пространства:
    — Вертикальные и горизонтальные оси;
    — Центр песочницы, констелляция Самости, манифестация Самости в сендплей;
    — Месторасположение фигурок при создании песочных композиций;
    — Движение в психическом пространстве и т.д.
  3. Категория движения:
    — Энергия «Е»;
    — Перемещение фигурок при создании композиций;
    — Движение в психическом пространстве клиента.
  4. Категория аффективности в сэндплей:
    — Аффективное ядро символа;
    — Аспекты аффективности в сэндплей.

Практикум:
— Построение песочной композиции — «Мой мир». Работа с Анализом.

Блок: Индивидуальная работа с родителями:

Занятие 3:

Индивидуальная работа по запросу

Содержание:

  1. Знакомство родителей с техникой сэндплей:
    — Введение в мир сэндплей как техники работы психолога.
  2. Нейробиология и песочная терапия:
    — Как тело вовлекается при работе в песке; работа с жесткими установками, стереотипами мышления, иррациональными установками и шаблонами;
    — Часто встречаемые жалобы родителей: чувство вины, бессилие при воспитании, неэффективные стили коммуникации в семье и т.д. Формы и виды запросов при работе с родителями.
  3. Сопротивление родителей:
    — Причины сопротивлений при работе с песочными композициями.
  4. Значимость первой песочной композиции.
  5. Жесткие правила в сэндплей.
  6. Применение САМП (Субъективный Анализ Методом Погружения) по методике Барбары Тёрнер.
  7. Практика ведения протокола во время построения песочных композиций:
    — Протокол по Б. Тернер;
    — Протокол по Зинкевич – Евстигнеевой (энергоинформационное поле песочной композиции; идея песочной композиции; сюжет; конфликтное содержание; ресурсное содержание; значимые элементы ландшафта; значимые фигуры).

Практикум:
— Построение диагностической песочной композиции – «Моя родительская мечта».
— Работа в парах: «Клиент» и «Терапевт».
— Заполнение протоколов по песочным композициям и САМП.

 

Занятие 4:

Работа с травмой

Содержание:

  1. Понятие травмы и принципы работы:
    — Особенности травм у взрослых;
    — Специфика психической травмы в детском возрасте. Основные теоретические подходы к данной проблеме; влияние индивидуальных особенностей ребенка на переживание психической травмы.
  2. Возрастные кризисы как переживание травмы («Древо Иггдрасиль в песочной терапии» — Гаврик А.В., Ратникова Е.В.).
  3. Доречевые травмы в детстве, депривация, которые накапливаются как «снежный ком» в жизни человека.
  4. Возможности психологической помощи при травмах методом сэндплей:
    — Техника «Яйцо травмы» — авторская разработка известного педагога, психотерапевта, теоретика и автора собственного метода становления уравновешенной личности Мэрилин МЮРРЕЙ;
    — Техника «Тело»;
    — Техника в двух песочницах; (эмоциональные полярности).

Практикум:
— Техника из Нарративной практики Майкла Уайта – «Экстернализация».
— Разработка упражнений для работы с травмой.

 

Блок: Работа с детьми и подростками:

Занятие 5:

Возможности диагностики и развития познавательных процессов для детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи игр на песке

Содержание:

  1. Сущность познавательных процессов и организация работы в песке в рамках ФГОС:
    -Понятия: Педагогика, Дидактика, Обучение и Образование.
  2. Этапы развития мышления ребенка.
  3. Почему же песок?
  4. Знакомство родителей с методом сэндплей:
    — Включение родителей в процесс работы ребенка.
  5. Возможности применения диагностики в песочнице:
    — Развитие и диагностика речи в играх и сказках на песке;
    — Развитие и диагностика математических представлений у дошкольников;
    — Развитие и диагностика интереса к окружающему миру;
    — Развитие социально-коммуникативной сферы.
  6. Подготовка ребенка к школе:
    — Понятие УУД (универсальных учебных действий);
    — Диагностика готовности ребенка к обучению в школе.
  7. Стребелева Е.А. – показ диагностики в песочнице.

Практикум:
— Разработка диагностических упражнений для познавательной сферы: речь, память, мышление, внимание, воображение, математические представления.

 

Занятие 6:

Диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы для детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи игр на песке

Содержание:

  1. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков:
    — Возрастная обусловленность дизонтогении (В.В. Ковалева);
    — Защитные механизмы (Никольская и Грановская);
    — Возрастные нормативы развития (Рут Боуэр);
    — Показатели нарушения у детей старше пяти лет (Джери Граббас).
  2. Развитие эмоционального интеллекта.
  3. Формирование произвольного поведения, способности управлять своими эмоциями и поведением в играх на песке.
  4. Развитие социально-коммуникативной сферы.
  5. Возможности применения диагностики эмоционально – волевой сферы ребенка, подростка:
    — Диагностика методом сэндплей (Тесть Шарлотты Бюлер);
    — Наличие страхов, тревожных состояний;
    — Поведенческие проблемы (агрессия, злость, гнев и т.д.);
    — Защитные механизмы – автоматизмы;
    — Дефициты раннего развития и т.д.;
    — Внутренняя позиция школьника при поступлении в 1 класс.

Практикум:
— Разработка диагностических и коррекционно-развивающих упражнений по эмоциональной сфере у дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков.

 

Занятие 7:

Организация коррекционно-развивающих индивидуальных игр на песке с дошкольниками, младшими школьниками и подростками

Содержание:

  1. Игровые технологии:
    — Понятие «коррекционно-развивающих игр на песке»;
    — Игровые технологии по Г.К. Селевко;
    — Чем отличается игра от упражнения;
    — Многофункциональные игры на песке с детьми норматипичными и детьми с особенностями в развитии;
    — Классификация игр для использования в песочнице (по Н.А. Сакович, Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко);
    — Психопрофилактические игры для подростков («Заяц», «Темные братья»- ПАФ).

Практикум:
— Разработка упражнений по развитию эмоциональной сферы у дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков с использованием игровых технологий.

 

Блок: Групповая работа

Занятие 8:

Групповая работа

Содержание:

  1. Понятие группа/ динамика группы/ виды групп/ групповые задачи:
    — Групповое психологическое консультирование (по Ирвину Ялому);
    — Базовые методы групповой работы;
    — Способы поведения в конфликте – Томас Киллмен.
  2. Работа психолога:
    — С группой детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростками;
    — По разрешению конфликтов (педагогических, производственных);
    — Тема правил и границ в группе.
  3. Протокол групповой работы (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева).

Практикум:
— Групповая работа – «Наша учебная группа»;
— Японская техника;
— Разработка групповых занятий с детьми, подростками и взрослыми.

 

Занятие 9:

Групповые игры на песке с семьями

Содержание:

  1. Семья – как система, как единый организм:
    — Особенности работы с семьей в сэндплей (разрешение сложных ситуаций в детско-родительских отношениях, семейных конфликтов);
    — Партнерские отношения родителей и специалиста (комплаенс);
    — Семья – как система контейнеров;
    — Психосоматика в семье.
  2. Техники консультирование и диагностики семьи с помощью сэндплей:
    — Работа в рефлексивной команде (РК);
    — Незаконченные предложения как диагностика (Тест Сакса Леви);
    — «Родительский семинар» (А.С. Спиваковская);
    — «Семейная фотография» (К. Андерсон и Э. Мэлл);
    — «Остров решений» — Коучинговая игра (Гаврик А.В.);
    — «Серийные песочные композиции и рассказы» (модификация по методике Никольской И.М.);
    — «Сядем у песочницы рядком, да поговорим ладком» ((Гаврик А.В.);
    — Работа со сказкой (Л.Б. Фесюкова);
    — «Арт-альбом в песочнице».
  3. Пример из практики работы с семьей — 7 встреч.
  4. Работа с протоколом при работе с семьей.

Практикум:
— Разработать инструкцию к сказке для семьи на темы: «Сепарация», «Драчливость», «Развод», «Страх», «Опять двойка» «Потеря», «Праздник» и др.

 

Занятие 10:

Работа с семьями по запросу

Содержание:

  1. Алгоритм работы с родителями:
    — Что такое «Жалоба» и «Запрос». В чем отличие;
    — Как подвести родителей к формулированию четкого, предметного запроса (рабочего запроса);
    — Что такое необоснованные ожидания и как не попасть на родительские разочарования.
  2. Подбор диагностических методик и заключение договора с родителями.
  3. Особенности работы с семьей в онлайн при использовании песочницы.

Практикум:
Отработка реального случая по ролям с анамнезом:
1. Сформулировать рабочий запрос из жалобы родителей;
2. Разработать одно диагностическое и коррекционно-терапевтическое упражнение для данной семьи с помощью техники сэндплей.

Блок: Идеи и модификации в песочнице

Занятие 11:

Идеи и модификации

Содержание:

  1. Принципы интеграции и модификации в сэндплей.
  2. Понятие Психогеометрии:
    — Работа с песочницами разной формы и цвета (круглые, прямоугольные, квадратные);
    — Коучинговые игры и упражнения в треугольной песочнице.
  3. Применение в работе кинестетического, цветного и мокрого песка.
  4. Цветные бортики.
  5. Понятие мандалы в песочнице.
  6. Пустая песочница, перевернутая песочница.
  7. Метафорические ассоциативные карты и художественные открытки в сэндплей.
  8. Сказка на расставание с клиентом после окончания работы в сэндплей.

Практикум:
— Упражнение «Моя эмоция».
— Упражнение «Групповая мандала.
— Упражнение «Внутренняя игра».
— «Я – клумба».

Описание системы обучения по курсу

Место проведения занятий:
ОНЛАЙН (на платформе ZOOM)

Узнать дополнительную информацию и записаться на программу можно по телефонам:

Тел: +7 (977) 838-52-15 (WhatsApp)

E-mail: vshp.pro@yandex.ru

https://vshp.pro/programs/programma-pesochnica-dlya-psihologa-online/

Для добавления отзыва зарегистрируйтесь
Отзывов пока нет

Другие программы по направлению «Высшая школа»