Подробное описание обучения по курсу (программе обучения)
Интегральная психология — общий подход к психологии, который стремится объединять в себе опыт, приобретённый в процессе развития и реализации различных психологических теорий.
Интегральная психология, включает в себя открытия психологии развития и эволюционной психологии, глубинной психологии, когнитивных наук и трансперсональной психологии.
В результате обучения вы:
- Получите практические навыки психологического консультирования;
- Сформируете системный взгляд на применение психодиагностических и практических методов глубинной психологии в консультировании;
- Приобретете практические навыки консультирования и работы с запросом клиента с применением вспомогательных методов работы с глубинным бессознательным;
- Разовьете компетенции диагностики проблематики при помощи работы с символами, метафорами и проективными методиками;
- Усовершенствуете навыки создания поддерживающего творческого пространства в процессе психологического консультирования;
- Сформируете навыки работы с символами, метафорами и образами, возникающими в процессе консультирования;
- Научитесь выполнять процедуры десенсибилизации травматичного опыта;
- Овладеете другими приемами и подходами современного консультирования и психотерапии: работой с субличностями, метафорами, ощущениями в теле и методам их трансформации.
В процессе прохождения курса Вы сможете освоить такие техники работы, как арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноанализ и многие другие.
Содержание программы:
Раздел 1. Основные положения теории травм развития
Тема 1.1 История воспитания
- Общие представления о методах и подходах воспитания
- Основные положения в работе с «травмами развития»
- Сознание и история его формирования
- Я – концепция и «картина мира»
- Понятие «черной педагогики» и ее влияние на формирование сознания
- Я – концепции ребенка, а затем взрослого человека
Тема 1.2 Психоаналитическая школа
- Теория психосексуального развития З. Фрейда
- Психоаналитическая теория личности и психологической проблематики в раннем детстве
Тема 1.3 Аналитическая психология.
- Теория «комплексов»
- Коллективное бессознательное
- Архетип «Божественного Дитя»
Тема 1.4 Трансактный анализ
- Эго-состояния (Ребенок — Родитель — Взрослый)
- Сценарии жизни
- Игры, в которые играют люди
Тема 1.5 Трансперсональная психология
- Базовые перинатальный матрицы
- Система Конденсированного Опыта (СКО)
Раздел. 2 Базовые понятия в работе с травматичным детским опытом у взрослых (20 акад. ч.)
Тема 2.1 Внутренний Ребенок
Занятие 1 (4 акад. ч.)
- «Ид» в психоаналитической теории личности
- Архетип «Ребёнка» в аналитическом подходе
- Понятие комплекса «Ребёнка»
- Субличность «Внутреннего Ребёнка» в трансактном анализе
Занятие 2 (4 акад. ч.)
- Классификация «Внутренних Детей»:
• Естественный Внутренний Ребёнок
• Плачущий ребёнок
• Контролирующий ребёнок
• Зависимый ребёнок
• Адаптивный ребёнок
• Бунтующий ребёнок
• Волшебный ребёнок
Занятие 3 (4 акад. ч.)
- Долговременная память и теория «перерабатывающих систем» Ф. Шапиро
- Феномены детского восприятия и памяти
- Воспроизведение травматического детского опыта у взрослых
Тема 2.2 Внутренний Родитель
Занятие 1 (4 акад. ч.)
- Супер — эго и его значение в психоаналитической теории личности
- «Родительские комплексы» в аналитическом подходе
- «Внутренний Родитель» по Э. Берну
- Классификация «Внутренних Родителей»:
• Отстранённый и холодный Родитель
• Критикующий Родитель
• Заботливый Родитель
• Защищающий Родитель
Тема 2.3 Внутренний Взрослый
Занятие 1 (4 акад. ч.)
- Понятие и критерии зрелости
- Инфантильная личность
- Синдром «Питера Пена» или Вечного Юноши
- Экзистенциальные аспекты взросления
- 3 аспекта воли: свобода, намерение, продуктивность
- «Я» взрослого человека как смысловая система
Раздел 3. Привязанность, травмы привязанности и их влияние на формирование отношений
Тема 3.1 Теория привязанности. Виды травм привязанности и способы работы с ними в консультировании
- Теория привязанности
- Виды нарушения привязанности
- Влияние привязанности на поведение и отношения во взрослом возрасте
- Диагностика привязанности
- Методы и стратегии работы с нарушением привязанности в консультировании
Раздел 4. Сценарии жизни и определяющие их травмы развития
Тема 4.1 Сценарии Жизни
- Линия жизни и «Яйцо» Травмы
- Метафора «Путешествия Героя» Джозефа Кемпбелла
- Базовые перинатальные матрицы С. Гроф
- Система конденсированного опыта (СКО)
- «Кнопки Боли» как реакция на значимые стимулы
- Терапевтическая «Триада»: эмоции, мышление, поведение
- Репрезентативные системы и их роль в формировании малоэффективного поведения как способа избегания травматического опыта
Тема 4.2 Типичные «сценарии жизни» клиентов с травмами развития
- «Системы конденсированного опыта» и их влияние на сценарий жизни: эмоциональный и когнитивно—поведенческие паттерны
- Запросы, с которыми обращаются клиенты в кризисные моменты проживания «сценариев»
Тема 4.3 Стратегии и методы работы в коррекции сценария жизни
- Терапевтическая триада: эмоции, мышление, поведение
- Выявление и изменение ограничивающих убеждений
- Анализ и изменение малоэффективного поведения
- Методы десенсибилизации травматичного детского опыта и коррекции малоэффективных стратегий поведения как основа изменения причины повторяющихся сценариев
Тема 4.4 Выбор и реализация нового «сценария» жизни клиентом
- Смена установок, закрепление нового поведения для формирования нового «сценария»
- Формирование Внутреннего «Заботливого» и «Защищающего» Родителя
- Сознательный выбор нового образа «Я»
Раздел 5. Психодиагностика в психологическом консультировании клиентов с травмами развития
Тема 5.1 Методы психодиагностики
- Психологическое интервью
- Вербальное и невербальное поведение
- Проективные методики, арт-терапевтические методики, рисуночные проективные методики, сказкотерапия, системные расстановки на фигурках, «Яйцо Травмы»
Раздел 6. Обзор психологических школ, направлений и методов в работе с травмами развития. Освоение базовых приемов в работе с травмами развития
Преподаватель: Дивеева Анастасия Сергеевна
Тема 6.1 Психоанализ
- Перенос и контрперенос в работе с травмами развития
- Практические навыки работы с переносом и контрпереносом в работе психолога
Тема 6.2 Аналитическая психология
- Проработка базовых комплексов:
• Комплекс Отшельника
• Комплекс Брошенного
• Комплекс Зависимого
• Комплекс Неполноценности
• Комплекс Порядка
• Комплекс Драмы
Тема 6.3 Трансактный анализ
- Родитель, ребёнок и взрослый
- Анализ и проработка Эго-состояний
- Взращивание и укрепление заботливого и защищающего «Родителя»
- Работа с «Внутренними Защитниками», осознание и интеграция
- Фигур и сотрудничество с ними
Тема 6.4 Эриксоновский гипноз
- Ресурсные трансы
- Терапевтические метафоры
- Работа с ранней травмой в трансе
- Самогипноз
Тема 6.5 Телесно-ориентированная терапия
- Приемы и техники из телесно- ориентированной терапии в работе с травмами развития
- Терапевтические приемы и упражнения для самостоятельной работы клиента
Тема 6.6 ДПДГ
- Теория «перерабатывающей системы» Френсин Шапиро
- Базовые протоколы в работе с травматичным опытом
Тема 6.7 НЛП
- Техника Якорения
- Шестишаговый рефрейминг
- Взмах
- Техники НЛП 3 поколения
Тема 6.8 Метод Мерелин Мюррей в работе с ранней травмой
- Работа с «Яйцом Травмы» и Плачущим Ребёнком
- Формирование модели «Здоровой Уравновешенной Личности»
Тема 6.9 Арт- терапия
- «Безопасное место»
- «Внутренние помощники»
- «Любимая Игрушка» и др.
- Метафорические картамы в работе с травмами развития
- Работа с экспрессивными техниками.
Тема 6.9.1 Трансперсональная Психология
- Ребефинг
- Холотропное дыхание
- Вайвейшн
Тема 6.9.2 Авторские методы в работе с травмами развития
- Трансовые техники регрессии в опыт детства
- Техники поддержания контакта с Внутренним Ребёнком
Раздел 7. Основы психосоматики
Тема 7.1
- Основные принципы терапии психосоматических расстройств с точки зрения различных подходов (когнитивно-поведенческий, психоаналитический, экзистенциальный-гуманистический)
- Современные способы воздействия на симптом: плюсы и минусы
Тема 7.2
- Адаптационные возможности организма
- Как работают стресслимитирующие системы
- Понятие симптома с точки зрения нормальности адаптационных возможностей организма
- Понятие высшей нервной деятельности, центральной нервной системы и вегетативной нервной системы
Тема 7.3
- Что такое симптом и как он формируется?
- Концепция «Плачущего ребенка» по Мерелин Мюррей и его роль в формировании симптома
Тема 7.4
- Установки и когнитивные искажения «Я создаю этот мир!», «Мания Величия», «Навязчивое мышление», «Самообвинение или Эгоцентризм», «Идеализация других и заниженная самооценка». Внутренние трансы, которые влияют на жизненный сценарий
Тема 7.5
- Парадоксальность симптома (в одновременном проявлении жизненной силы, ее подавлении и решении проблемы социального функционирования)
- Способы защиты против переживаний (избегание, вытеснение, диссоциация и т.д.)
Тема 7.6
- Понятие адаптации организма к симптому «контрсимптом»
- Гомеопатическая концепция работы с симптомом
- Направление работы от разрушения к разрастанию
Тема 7.7
- Ресурсы и их Источник
- Работа с жизненным «фоном»
- Поиск проблемных зон
- Упражнение «Карта ресурсов»
- Упражнение «Место силы»
Тема 7.8
- Стадии работы с симптомом
- Проекция потребностей человека на определенный орган тела
- Проективная методика (превращение частичной проекции в тотальную путем идентификации с больным органом, реконструкция личного опыта через осознавание негативного сценария «Кому обращены эти слова?», ассимиляция проекции и взятие ответственности за подавляемое переживание, стадия завершения через тестирование устойчивости приобретенной ответственности)
Тема 7.9
- Три категории реакций на изменяющиеся условия окружающей среды
- Вегетативные реакции на эмоциональные состояния
Занятие 7.10
- Понятие границ
- Психологические, физические, социально-ролевые, интимно-личностные, духовные
- Виды нарушения границ
- Как нарушение личностных границ влияет на формирование симптома?
- Работа с границами
Тема 7.11
- Метафора, как форма работы с психосоматическими расстройствами
- Метафора собственного тела
- Диссоциация, как способ избегания болезненных переживаний и разобщения телесного, эмоционального и рационального
- Трансформация через метафору
Раздел 8. Нейропсихология: теоретические основы и практическое применение
8.1 Введение в нейропсихологию
- Современная нейронаука
- Возможности применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога
8.2 Основы нейропсихологии
- Нейронные «жесткие диски» младенцев
- Системная динамическая локализация ВПФ
8.3 блока мозга по Лурия А.Р.
- Пирамида нервной системы
- Принцип системного строения ВПФ : первичный, вторичный дефект и третичные симптомы – компенсаторные перестройки
- Правое и левое полушарие. Проблемы межполушарной симметрии мозга и межполушароного взаимодействия
8.4 Нейропсихологические основы развития ребенка. Особенности научения и его последствия в мышлении взрослых
- Миелинизация нервных волокон
- Нейропсихологический аспект периодизаций возрастного развития
- Психологическая проблематика у взрослых, относящаяся к данному нарушению
8.5 Особенности генеза психических функций в соответствии с семейной системой и первичными отношениями
- Развитие мозга ребенка как воплощение отношений в семье, отношений с мамой
- Родительский стресс и его влияние
- Общая характеристика ребенка и его взаимодействия с значимыми взрослыми
- Теория привязанности и ее нейропсихологические особенности
- Алекситимия у родственников и ее влияние на ребенка
- Особенности эмоциональной и психологической зрелости родителей на формирование психики ребенка
8.6 Нейропсихология травматического опыта у детей
- Работа с последствиями травматичного детского опыта у взрослых: жестокое обращение, сексуальное насилие, экстремальные ситуации
- Последствия отсутствия необходимой сенсорной стимуляции (эмоциональное, когнитивное и общее психическое травмирование)
- Сенсорная интеграция. Сенсорная регистрация, Ориентация, Интерпретация, Организация ответной реакции, Исполнение (свершение) ответной реакции
- Адаптивный ответ, Неэффективный адаптивный ответ
- Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции
8.7 Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания
- Анализ анамнестических сведений и наблюдений
- Нейропсихологическое исследование ВПФ и эмоционально- личностной сферы взрослых
- Психологическая проблематика взрослых, при нарушениях эмоционально-личностной сферы
8.8 Классификация последствий нейропсихологических нарушений у взрослых в раннем детском возрасте и их последствия в эмоциональном, когнитивной и поведенческом проявлении у взрослых
Раздел 9. Интегративная модель системной семейной терапии симптомов травмы развития у взрослых детей алкоголиков
9.1 Базовые понятия системной семейной терапии. Ключевые параметры функционирования семейных систем
9.2 Трансгенерационный подход к терапии травм на основе теории М. Боуэна. Метод фокусированной генограммы
9.3 Теория привязанности Д. Боулби. Стили привязанности в терапии травм
9.4 Влияние неблагоприятного детского опыта (НДО) и последствия взросления в алкогольных и дисфункциональных семьях (ВДА) на развитие и адаптацию личности в социуме
- Особенности терапии травматического детского опыта у взрослых
9.4.1. Теория зависимостей
9.4.2 Особенности формирования зависимого типа личности. Его эмоциональные, когнитивные и поведенческие характеристики
9.4.3 Зависимый в семье. Со зависимые родственники. Семейные игры и сценарии
9.4.4 Дети алкоголиков, формирование со зависимости у детей
9.4.5 Взрослые дети алкоголиков и их проблематика во взрослой жизни
9.4.6 Стратегии консультирования ВДА
9.5 Новейшие и проверенные методы терапии травм развития: от EMDR терапии до разработки индивидуального комплекса техник самопомощи
- Методы эмоциональной саморегуляции и доступа к ресурсам для клиентов и психотерапевтов
9.6 Интегративная песочная терапия травмы развития. Метафорические ассоциативные карты в работе с травмой
9.7 Концептуализация случая травмы развития в интегративной модели системной семейной терапии на основе теорий Боуэна, Боулби и теории АПИ. Разбор кейсов
Раздел 10. Интегративный коучинг в консультировании
Тема 10.1 Введение в коучинг
- Общие представления о методах и подходах коучинга
- Технология коучинга
- Структура Коуч Сессии
- Раппорт (Создание доверия, 3 уровня слушания + 4R модель слушания)
- Тоны голоса
- Мозг (рептилии, эмоциональный, кора)
- Создание видения будущего
- Принципы коуча (= принципы М.Эриксона)
- Визуализация
- Вопросы в коучинге + Эффективные открытые вопросы
- Рамка «Как если бы», Техника «Что если…», «Волшебные вопросы»
- Контракт
- Модель GROW
- Модель ORACLE
- Формат конечного результата
Тема 10.2 Эмоциональный интеллект
- Эмоции и их виды
- Инструмент шкала
- Модель Т
- Шкала состояний
- Практики для профилактики эмоционального выгорания
- Поддерживающая среда
Тема 10.3 Творческие стратегии в коучинге
- Мечтатель критик и реалист Стратегии Уолта Диснея
- Индивидуальные стратегии творчества
- Анализ использования времени Срочное/Важное
- Метапрограммы
- Мотивирующие слова
Тема 10.4 Работа с ценностями и глубинными смыслами
- Иерархия мотивов
- Упражнения на раскрытие ценностей
- Исследование следующего уровня будущего успеха
- Упражнение на подведение итогов
Тема 10.5 Работа с проектами
- Стадии развития проекта
- Структура сессии при работе с проектом
- Создание стратегического видения
- Матрица Эйзенхауэра
- Мастерство завершения проектов
Раздел 11. Развитие базовых компетенций психолога, работающего с травмами развития
Тема 11.1 Техники и практики развивающие необходимые компетенции психолога, консультирующего клиента с различной проблематикой относящейся к категории «травм развития»
- Работа с личными травмами развития
- Поддержание контакта со своим Внутренним Ребёнком
- Формирование в себе навыков модели «Защищающего» и «Заботливого» «Родителя»
- Развитие навыка контейнирования
Тема 11.2 Типичные «тупики и ловушки» консультирования и способы креативного выхода из них в работе
- «Сопротивление» в консультировании
- Игры и манипуляции между терапевтом и клиентом
- Способы перехода от конфронтации к сотрудничеству
Тема 11.3 Профилактика эмоционального выгорания
- Терапевтическая позиция в работе с клиентом
- Контрперенос и способы экологичной работы с «полем» травмы
- Образ жизни и забота о себе как фундамент для эффективной работы